Китайский автопром столкнулся в России со специфической проблемой. Отечественный покупатель не готов раскошеливаться на кроссовер из Поднебесной, отдавая предпочтение южнокорейским, японским или европейским брендам. Почему «китайцы» не популярны в нашей стране и когда спадет «стереотипный» занавес?
В тени стереотипов
Девяностые годы прошлого столетия сформировали у наших граждан стереотип о «китайском ширпотребе». В действительности, экономика Китая в те годы производила товары не самого лучшего качества, чего не скажешь о текущем времени. Практически все крупные компании перевели свое производство в КНР. Продажи товаров, произведенных на территории страны китайскими компаниями, растут в геометрической прогрессии.
Цифровая отрасль уже пережила вышеуказанный стереотип и наличие у каждого третьего россиянина смартфона Xiaomi или Huawei – тому лишь подтверждение. Подобный путь ждет автомобильную отрасль и на данный момент проходит процесс обкатки. Напомним, что пару десятков лет назад представителей корейского автопрома также встретили в штыки.
Статистика – вещь неподкупная
Чтобы понимать всю суть «российской проблемы» китайцев, нужно немного углубиться в статистические данные. Так, согласно данным Ассоциации Европейского бизнеса, в 2019 году в России было продано 12 284 моделей Хавал, 9602 экземпляров Джили, 6358 автомобилей Chery, 2805 моделей производства Changan.
По статистике China Association of Automotive Manufacturers (CAAM), в 2019 году те же компании реализовали на родном для себя рынке столько автомобилей, что их количество в сотни раз превышает продажи в РФ. Причем, реализация лишь одной модели Хавал H6 составила 386 тысяч экземпляров:
- Джили – 1 220 832 машин;
- Changan – 787 878 машин;
- Хавал – 769 454 машин;
- Chery – 451 139 машин.
Китайское нашествие началось
Рост показателей продаж среди китайских компаний в России говорит лишь об одном – автопроизводители Поднебесной начали вкладываться в отечественный рынок. Открытие дополнительных дилерских и сервисных центров позволило своевременно проводить необходимое техническое обслуживание и предоставило возможность обкатать автомобиль до покупки.
За прошедшие три месяца на российский авторынок вышли несколько популярных в Китае моделей. Так, первой ласточкой из этого списка стал Changan CS55 – самый безопасный кроссовер по версии J.D. Motor в 2018 году. Стильный внешний вид и хорошая функциональность вкупе с низким базовым ценником позволит модели конкурировать с уже имеющимися на рынке бюджетными решениями в виде Hyundai Creta и KIA Seltos.
Следом в России появилась и старшая модель - Changan CS75FL. Среднеразмерный внедорожник, призванный конкурировать со Skoda Kodiaq, доступен по цене от 1,4 миллиона рублей за переднеприводную модификацию со 149-сильной «турбочетверкой» и шестиступенчатым автоматом Aisin.
В марте 2020 года нашу страну посетил долгожданный Geely Coolray, бьющий рекорды продаж не только на родине, но и в странах СНГ. Эффектная внешность, платформа и двигатель, созданные совместно с Volvo, и правильная ценовая политика позволили «китайцу» занять лидирующие позиции в сегменте.
Причина не только в стереотипах
Казалось бы, если все так хорошо, почему тогда в России такие низкие продажи китайских кроссоверов? Вся проблема в отечественном менталитете, отношении к китайским товарам и к машинам в частности. Автомобиль – это не роскошь, а долгосрочное вложение, которое впоследствии так или иначе придется продать. И у моделей с пропиской из КНР с этим существенные проблемы. Но об этом уже в другом материале.
А как считаете вы – китайцы догнали по качеству европейцев/японцев/корейцев?