Через 3 недели вступит в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 837 "О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения". Оно было принято еще 27 мая 2023 года, водителям дали время его изучить и подготовиться к введению новых правил. Для тех, кто все пропустил, напоминаем про новые штрафы ГИБДД с 1 сентября 2023 и разъясняем, какие неисправности автомобиля будут расцениваться как нарушения.
Что с тормозами?
Инспектору ГИБДД дали право визуально выявлять некоторые неисправности работы тормозной системы. Во-первых, это любые видимые дефекты:
- перегибы, заломы, трещины, надрезы гибких шлангов, а также установленные в их разрыв переходники;
- следы тормозной жидкости на элементах трубопровода и в местах соединений;
- иные визуально определяемые признаки разгерметизации тормозной системы.
Правила регламентируют длину и расположение шлангов: они не должны подвергаться нагрузкам при повороте колес или просадке подвески.
Второй пункт касается работы АБС и действует лишь в отношении машин с предустановленной антиблокировочной системой, предусмотренной конструкцией транспортного средства. Чтобы признать машину негодной к эксплуатации, сотруднику ДПС достаточно зафиксировать факт горящего индикатора о неисправности. Также недопустимы любые видимые повреждения элементов системы АБС.
Остальные дефекты системы торможения вроде неработающего ручника или несоответствия нормативам эффективности торможения будут определять на стенде технического осмотра
Рулевую стойку, двигатель и фары тоже осмотрят
Машину признают непригодной к эксплуатации, если в ней отсутствует, не работает или имеет следы повреждения усилитель рулевого управления, предусмотренный конструкцией. Видимое подтекание жидкости из гидроусилителя также приведет к штрафу. Инспектор имеет право исследовать крепление рулевого механизма, картер и систему фиксации руля на целостность и комплектность деталей и узлов.
Аналогичному визуальному исследованию подвергнут системы питания и выпуска отработанных газов – и даже крышки бензобаков. Признаками разгерметизации сочтут подтекание и каплепадение топлива, утечка или подсос воздуха, а для крышек – невозможность фиксации в закрытом положении и повреждения уплотняющей прокладки.
Сотрудник полиции может проверить наличие рассеивателей и работу осветительных приборов и световых сигналов. Их расположение, назначение, режим работы и цвет должен соответствовать эксплуатационной документации транспортного средства. Запрещено устанавливать нештатные осветительные приборы и источники света, не соответствующие разрешенному классу.
Что еще инспектору разрешено проверить по закону?
- Ремни безопасности.
- Замки дверей.
- Механизмы регулировки сидений.
- Стеклоочистители, стеклоомыватели и обдув ветрового стекла.
- Зеркала заднего вида.
- Звуковой сигнал.
- Подвеску.
- Карданную передачу.
- Электрику.
- Сцепные устройства.
- Изменения конструкции.
- Корректность крепления госзнака.
Переобувать машину придется по календарю
Резина должна соответствовать времени года: с июня по август – летняя, с декабря по февраль – зимняя. Причем правила в этом вопросе однозначны: зимой шипованная или фрикционная резина обязательна на всех четырех колесах, а летом – принципиально никаких шипов (но «липучки» можно!). Вариант поставить на летние месяцы изношенные шины с облезлой шиповкой не пройдет. Инспекторы будут смотреть на маркировку резины, а не на фактическое наличие металлических вставок.
Впрочем, кататься на «убитой» резине тоже не получится. Сотрудники ГИБДД будут проверять высоту протекторов и сравнивать ее с индикаторами износа, а в случае его отсутствия – отправлять машину на техосмотр для измерения глубины рисунка протектора. Для транспортных средств категории М1, куда попадают большинство легковых автомобилей, глубина канавки не должна быть меньше 1,6 мм для летних шин и не менее 4 мм для зимних.
Недопустимо использовать шины с видимыми местными повреждениями, а для задней оси – резину со следами их ремонта. Запрещена установка разной резины на одной оси, за исключением временной докатки. Оштрафуют за заглушки вместо золотников и отсутствие даже 1 болта или гайки крепления колесных дисков и ободьев, их деформации, трещины и следы их ремонта.
Документ подробно регламентирует использование восстановленных шин. На передней оси они недопустимы вовсе. Для задней есть исключения: восстанавливать резину наложением протектора можно лишь раз, не превышая категорию скорости и индекс несущей способности, а эксплуатировать не более 7 лет. При этом восстановленная шина обязательно маркируется словом «retread» и международным знаком официального утверждения.
Гаджеты VS обзорность
По правилам все стекла, предусмотренные конструкцией автомобиля, должны быть на месте, иметь показатель светопропускания не менее 70% для передних стекол и не менее 60% для бронебойных. Есть ограничения по ширине светозащитной полосы и запрещено нанесение покрытий с зеркальным эффектом, не предусмотренных эксплуатационной документацией.
Больше всего обсуждений вызвала расплывчатая формулировка пункта про обзорность. В Постановлении данная неисправность, препятствующая дальнейшей эксплуатации транспортного средства, звучит так: «Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла)».
Фактически, под действие этого пункта подпадает установка любого оборудования по центру лобового стекла: видеорегистраторов, навигаторов, держателей для смартфонов. Формально штраф можно получить даже за слишком приметный освежитель воздуха.
Эксперты сомневаются, что данную норму закона будут применять в отношении гаджетов, но все же предупреждают – это возможно. Чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит изучить технический регламент, определяющий понятие зоны обзорности водителя, – ГОСТ 33988-2016 «Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования и методы испытаний». Гаджеты нельзя размещать в зонах "А", "Б" и в пределах плоскости "П". Видеорегистратор допустимо повесить в верхних углах ветрового стекла или за зеркалом заднего вида, а навигатор и смартфон лучше закрепить на торпеде.
Как накажут водителей за выявленные нарушения?
В ч. 1 ст. 12.5 КоАП предусмотрены три вида ответственности за эксплуатацию машины с техническими неисправностями:
- предупреждение,
- штраф в размере 500 рублей,
- лишение прав на срок от 6 месяцев до 1 года.
Последнее применяется при выявлении некорректно работающих световых приборов и сигналов. Если же неисправность незначительна, и движение автомобиля не создает риск ДТП, водителю позволят доехать до СТО после составления протокола.
По п. 2.3.1 ПДД запрещена эксплуатация транспортного средства с неисправными тормозами, рулевым управлением и сцепным устройством. Инспектор ГИБДД наложит запрет на эксплуатацию и за негорящие фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, а также если во время осадков не работает стеклоочиститель с водительской стороны. В этом случае машину эвакуируют на спецстоянку согласно ст. 27.13 КоАП до устранения причин задержания.