После новогодних праздников АВТОВАЗ провел пресс-конференцию, на которой раскрыл планы производства на ближайшие два года. Поговорили и о стратегии концерна до 2030-го: на презентации анонсированы 12 новых моделей и развитие партнерских проектов. Отношения тольяттинского автозавода с восточными партнерами стали горячей темой последних двух недель. Но обо всем по порядку.
Новый мотор для Vesta NG и Aura
В декабре было возобновлено производство силового агрегата 1.8 EVO (122 л.с., 170 Н*м). Мотор был конструктивно доработан. Остались прежними чугунный блок цилиндров и головка двигателя. Поршни отливают по новым формам с выемками, чтобы при аварийном обрыве ремня ГРМ поршень не соприкасался с клапанами. По расчетам АВТОВАЗа, применение "безвтыковой" шатунно-поршневой группы сократит стоимость ремонта двигателя в 5 раз. Ремень ГРМ заменили на фирменный Hola с повышенным ресурсом хода: теперь его можно менять в 2 раза реже.
Конструктивно доработан картер: добавлены маслоотливы и оптимизирована зона маслозабора. Новые штуцеры предотвращают потение масла в крышке головки блока. Модернизация системы подачи топлива решила проблему пульсации давления в топливной трубке.
Двигатель 1.8 EVO будет агрегатироваться с вариатором WanLiYang CVT18. Его производит китайская компания, которая отделилась от концерна Chery. Новые силовые агрегаты появятся на Vesta NG уже в первом квартале 2024-го. Летом Веста получит систему стабилизации ESP, а к концу года планируется «подружить» новый двигатель с шестиступенчатой механической коробкой передач.
Обновленный двигатель с вариатором планируется устанавливать и на удлиненную версию Весты – седан бизнес-класса Aura. Ее предсерийные образцы проходят обкатку, выпуск планируется ближе к сентябрю.
Ларгус переедет в Ижевск
Производство Largus переносится из Тольятти на завод «LADA-Ижевск». Процесс планируют завершить во втором квартале 2024 года, и уже в мае с конвейера сойдут не только привычные Ларгусы с ДВС, но и электромобили e-Largus. Суммарно в этом году планируется выпустить до 30 тыс. автомобилей, а в следующем довести показатели до 50 тысяч в год.
Что ждет кроссовер X-Cross 5?
Первый кроссовер Лады – X-Cross 5 – запустили в производство в июне 2023 года на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Планировалось, что до конца года соберут 10 тыс. автомобилей, а в ближайшие два года выйдут на цифры 30 и 50 тыс. машин в год. В дилерские центр машины должны были поступить в сентябре, потом премьеру перенесли на конец года, но в продаже SUV так и не появился. В декабре с официального сайта LADA убрали страницу X-Cross 5. В автоконцерне заявили о техническом сбое в работе портала, но информацию о модели не восстановили.
На пресс-конференции Максим Соколов, глава АВТОВАЗ, рассказал, что с конвейера сошло 170 машин, которые частично разошлись по корпоративным клиентам, частично перевезены в автопарк тольяттинского автозавода. В любом случае они не попадут в свободную продажу. На вопросы о дальнейшей судьбе проекта Максим Соколов ответил уклончиво, сославшись, что всю информацию предоставит директор сборочной площадки в Санкт-Петербурге.
Первые слухи о приостановке проекта просочились в прессу еще в сентябре, но тогда пресс-служба концерна опровергла их. Сейчас разговоры о прекращении выпуска X-Cross 5 возобновились. Кроссовер является лицензионной копией FAW Bestune T77, и по данным инсайдеров, китайская компания не планирует продолжать сотрудничество. Среди причин называют разногласия по вопросам локализации кроссовера. Также высказываются мнения, что китайский производитель решил самостоятельно развивать бренд FAW в России, из-за чего прекратил поставки машинокомплектов.
Новый бренд Икс
Одновременно со слухами о приостановке выпуска X-cross 5 АВТОВАЗ объявил, что планирует вывести на рынок новый бренд автомобилей и представил его эмблему. На шильдике красуется латинская буква Икс, вписанная в овал. О регистрации товарного знака X сообщил Роспатент. Автором заявки стало дочернее предприятие АВТОВАЗ – ООО «Автозавод Санкт-Петербург», из названия которого недавно убрали слово LADA. Новый бренд хотят отделить от вазовского ассортимента, хотя автомобили марки X планируют реализовывать через официальных дилеров волжского завода.
В ближайших планах выпустить под новым брендом 2 лицензионные модели из сегментов C/D. Вероятнее всего, первым с конвейера сойдет кроссовер, возможно, даже в 2024-ом. По неподтвержденным данным, названием новой модели может стать X-cross 7, а донором – популярный Chery Tiggo 7 PRO. Второй моделью, скорее всего, будет седан. На презентации он был обозначен как «non-SUV», а ориентировочной датой старта продаж назван 2025 год.
Планы на ближайшую пятилетку
Конец 2024-го года также ознаменуется выходом «заряженной» LADA Niva Sport, а в следующем году версии Travel и Legend получат новый двигатель объемом 1,8 л. Пока неизвестно, будет ли это обновленный 1,8 EVO или другая разработка. На 2025 год запланирована премьера Iskra, старт ее производства назначен на первый квартал. Эта модель будет выпускаться в 3 вариантах кузова и к 2027 г. заменит семейство Гранта. А в 2026 тольяттинский автозавод представит первый «родной» кроссовер на платформе Весты.
Оптимизм АВТОВАЗа понятен: прошлый год волжский завод закончил с почти двукратным ростом продаж. На российском рынке было реализовано 352 572 легковых и коммерческих автомобиля, что на 87% выше показателей 2022 года. В нынешнем году предполагается нарастить объемы выпуска на треть и реализовать до 450 тыс. машин.