Калининградский завод «АВТОТОР» запустил новые бренды: Амберавто для легковых машин и Амбертрак для грузовых. Сборка коммерческих грузовиков и пикапа началась еще в августе, после объявления о сотрудничестве с китайской компанией JMC, но название они получили лишь недавно. В переводе с английского amber – янтарь, 90% мировых запасов которого сосредоточены на Балтийском побережье. Первые «янтарные» электроседаны А5 уже поступили в продажу к дилерам Калининграда. В планах пополнить линейку хэтчбеком, тоже электрическим.
Одна модель – четыре локализации
Пресс-служба АВТОТОРа представила Амберавто А5 как электрический седан, созданный «в рамках технологического сотрудничества с иностранным партнером». За этим оборотом речи прячется электромобиль франко-китайской разработки JMEV Yi, который на европейском рынке носит название Mobilize Limo.
Родословная у модели занятная. В 2021 Renault инициировало создание отдельного подразделения Mobilize, которое работает в сфере совместного использования машин и пассажирских перевозок: такси, каршеринг, аренда автомобилей, доставка последней мили и т.д. Одновременно с реструктуризацией на рынок вышел одноименный бренд машин, подходящих для покупки в коммерческие автопарки.
Разработкой модельного ряда занялась компания JMEV, совместное предприятие Jiangling Motors Corporation Group и Renault. Первую модель – электрический седан – показали в сентябре 2021 г., а к 2022 автомобиль поступил в продажу. На европейском рынке его представили как Mobilize Limo, а в КНР – JMEV Yi. Засветился электроседан и в Иране: крупнейший автопроизводитель Iran Khodro показал новинку под названием Luna GRE EV. Российской локализацией компактного седана занялся АВТОТОР.
Электроседан, адаптированный к условиям России
В ноябре 2023 года Renault объявил, что Mobilize Limo будет снят с продажи. Одновременно с этим с конвейера в Калининграде сошли тестовые электромобили Амберавто А5. По словам пресс-службы завода, модель ждет глубокая локализация. В ближайшие 2 года на производственной площадке калининградского автозавода разместятся цеха для выпуска электродвигателей, аккумуляторных батарей, инверторов и других запчастей.
Первые партии машин будут реализованы внутри Калининградской области для того, чтобы накопить опыт эксплуатации электромобилей. Амберавто А5 уже включен в программу государственного субсидирования покупки автомобиля, седан отгружен в салоны дилеров. Как и донорская модель, его комплектация больше ориентирована на работу в такси. В середине марта первые 5 машин подключились к сервису "Яндекс.Такси" в регионе, а к концу первой декады их количество вырастет до полусотни.
Что из себя представляет А5?
Это седан C-класса, который по размерам расположился между Kia Cerato и K5. Внешние размеры машины – 4675 х 1835 х 1480 мм, межосевое расстояние – 2750 мм. Но салон по сравнению с бензиновыми одноклассниками более просторный: на заднем ряду с комфортом разместятся даже рослые пассажиры. А5 базируется на платформе, рассчитанной на электродвигатель, поэтому конструкторы смогли удлинить внутреннее пространство без ущерба для багажного отделения. Его вместимость – приятные 410 л. Из других бонусов электрической платформы – ровный пол без центрального тоннеля. Это позволяет складывать задний ряд сидений практически в один уровень с багажным отделением.
Внешне Амберавто А5 производит впечатление. Спереди и сзади акцент сделан на многоярусную светодиодную оптику. При взгляде сбоку видна чистота и лаконичность линий. Эффект усиливается за счет хромированной отделки, выдвижных ручек и черных стоек, имитирующих безрамное остекление.
Салон выглядит не столь выразительным, как экстерьер. Видна ориентация прототипа JMEV Yi на такси и каршеринг: в интерьере преобладают практичные, износостойкие материалы, климат-контроль однозонный, настраивать сидения под себя придется вручную. Набор опций для комфорта и безопасного вождения минимален: камера заднего вида, парктроники, базовые ассистенты вождения.
В планах АВТОТОРа представить версию оснащения для частных покупателей. Пока же Амберавто А5 доступен в одной комплектации – начальной. Силовой агрегат безальтернативный: электродвигатель мощностью 160 л.с. (225 Н*м). Емкость тяговой батареи – 60,2 кВт·ч. По циклу CLTC запаса хода хватит на 520 км, WLTP в прогнозах скромнее – 450 км.
Есть ли будущее у «янтарных» автомобилей?
АВТОТОР пишет о пополнении линейки Амберавто как моделями в рамках партнерства, так и собственными разработками. По данным инсайдеров, вторым может стать электрический хэтчбек из семейства JMEV, мнения разделились между V2 или V3. Обе модели относятся к компактному классу и могут преодолеть на одной зарядке 200 и 300 км соответственно.
Для выпуска локализованных компонентов строятся 12 новых заводов. Чтобы полностью использовать производственные мощности, АВТОТОР планирует выпустить 2- и 4-местные электрокары на базе собственной технологически независимой платформы.
Планов у АВТОТОР много, но стоимость реализации А5 заставляет отнестись к ним скептически. У дилера седан можно приобрести за 3,4 млн рублей. На фоне бензиновых аналогов цена выглядит абсолютно оторванной от рынка. Но даже в сравнении с ближайшим электроконкурентом – Evolute i-Pro липецкой сборки за 3 млн рублей – «янтарный» седан проигрывает. Немного дело поправляет недавнее включение А5 в госпрограмму субсидирования Минпромторга. Для покупателя-физического лица это значит, что седан можно купить со скидкой 925 тыс., т.е. окончательная цена составит 2 414 000 руб. Но такая же субсидия действует и для i-Pro, что снижает его итоговую стоимость до уровня бензиновой Лады Весты. Калининградцам придется постараться, чтобы найти своего покупателя.