Минпромторг предложил повысить утилизационный сбор. Проект постановления взбудоражил авторынок. Дилеры прогнозируют бешеный рост цен. АВТОВАЗ твердит о защите от китайского нашествия. Покупатели берут кредиты, чтобы успеть приобрести автомобиль до повышения.
МАС Моторс помогает не потерять голову: рассказываем, кому выгодно повышение утильсбора и чем оно обернется, а также предлагаем выбирать машину онлайн. Спокойно и вдумчиво определяйтесь с моделью и бронируйте ее на сайте со скидкой.
Утилизационный сбор: что это и как работает сейчас?
Утильсбор – это налог за производство или ввоз автомобиля. После завершения его использования уплаченные деньги должны пойти на компенсацию переработки транспортного средства. Платеж единоразовый: пошлину оплачивает производитель или импортер, но по факту эти расходы ложатся на первого покупателя.
Утильсбор рассчитывается по формуле: базовая ставка (20 тыс. рублей за легковой автомобиль), помноженная на коэффициент. Последний определяется, исходя из объема двигателя, года выпуска ТС и т.д. Например, апрельские корректировки коэффициента для импортируемых автомобилей, растаможенных в странах ЕАЭС, серьезно снизили «серый» импорт.
Действующие тарифы таковы:
- частный покупатель при импорте автомобиля не старше трех лет с объемом двигателя до 3,5 л платит 3400 руб., а за более возрастные экземпляры – 5200 руб.
- Импортер, ввозящий машины для перепродажи, вносит в бюджет минимум 300 600 руб. – это сумма за новое ТС с объемом бензинового двигателя 1-2 л.
- Российский автопроизводитель получает от государства компенсацию в размере до 100% утильсбора: процент зависит от уровня локализации.
Что хотят изменить?
Минпромторг представил проект постановления, который поднимет утилизационный сбор с 1 октября 2024 года. Документ проходит этап общественного обсуждения и скоро предстанет перед Правительством.
Ставка утилизационного сбора не изменится для тех, кто ввозит машину до 3 л. для личного пользования – это значит, что продать ее в течение года нельзя, иначе налог пересчитают.
Сильнее всех пострадают импортеры ТС для перепродажи, причем изменения коснутся не только легковых автомобилей, но и других категорий: автобусов, грузового транспорта и некоторой спецтехники. В октябре для дилеров машин с ДВС коэффициенты вырастут на 70—85%, продавцам электромобилей придется еще хуже. Дополнительно размер утильсбора предлагается каждый год индексировать на 10—20% в течение ближайших пяти лет.
Налог на наиболее ходовые новые легковушки с рабочим объемом двигателя 1-2 л составит не 300 тыс., а уже 556 200, в 2025 г. он перевалит за 667 тыс., а к 2023 достигнет 1 172 400 руб. К этому же уровню, но более резкими темпами планируется подтянуть электрокары. Сейчас они освобождены от уплаты налога, но осенью коэффициент станет 1,63 (32 тыс.), а в январе после индексации сравняется с бензиновыми моделями с объемом двигателя 1-2 л – 33,37, что даст двадцатикратное повышение размера утильсбора.
Публичная дискуссия: РОАД против МАД, китайцы молчат
Возражения Минпромторгу направила ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), включающая более 1,5 тысяч участников авторынка. По их мнению, размер утильсбора «не соотносится с фактическими затратами на утилизацию», это просто еще один запредельный налог на машину.
За последние 2,5 года стоимость машин выросла в 2 раза, и дальнейшее повышение утильсбора приведет к еще большему росту цен. По подсчетам РОАД, в 2023 году купить новый автомобиль сможет лишь 5-7% россиян против 33% в 2014 году. Это приведет к уменьшению емкости рынка с 1,5 млн продаваемых машин до 600 тыс. в год. Соответственно сократится и число занятых в этой отрасли рабочих: ассоциация прогнозирует закрытие половины дилерских центров.
Решение Минпромторга поддерживает Международная ассоциация дилеров (МАД), которая объединяет продавцов Lada. Представители МАД считают, что с рынка уйдут компании-однодневки, не способные поддерживать цивилизованный уровень сервиса: обеспечивать гарантию, поставки запчастей и выполнять другие послепродажные обязательства. За повышение выступают и ведущие российские автопроизводители – АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ и Соллерс.
Китайские автопроизводители не комментируют ситуацию вокруг утильсбора, хотя очевидно, что его повышение сделает импорт машин из КНР сначала невыгодным, а потом и нерентабельным: для некоторых моделей размер налога начнет превышать закупочную цену.
Результаты повышения: ожидание и реальность
Проект направлен на поддержку отечественного автопроизводства. С одной стороны, он снизит китайскую экспансию и позволит создать более благоприятные условия для продажи машин отечественной сборки. С другой, простимулирует автоконцерны из КНР размещать высоколокализованные производства на территории РФ.
Эксперты настроены более осторожно. Алексей Подщеколдин, президент РОАД, говорит, что снижение конкуренции будет достигнуто за счет ухудшения бизнес-перспектив, а не насыщения рынка автомобилями, и приведет к плавному подорожанию машин на 5-10% в течение ближайшего года.
С коллегой согласен Антон Шапарин, представляющий Российский автомобильный союз. Эксперт считает, что введение заградительных мер против импорта без предоставления покупателям альтернативы – путь к росту цен на все машины в стране. Сейчас производственные мощности отечественных автозаводов ниже потребности рынка более чем в 2 раза, к тому же сказывается отсутствие инвестиций в НИОКР: модели не могут конкурировать по оснащению и комфорту с «китайцами».
Независимый эксперт Артем Самородов в ходе вебинара «Авито Авто» рассчитал, что пользующийся спросом кроссовер Geely Monjaro в ходе реформы подорожает на 250-360 тыс. Сейчас затраты на его покупку, доставку и растаможку составляют 3 552 821 рубль без учета торговой наценки, а станут 3 803 021 рубля в октябре и 3 914 221 рубля после январской индексации в 2025 г.
Из отечественных производителей от инициативы выиграют лишь ключевые игроки рынка. В легковых машинах это АВТОВАЗ, который инициировал поднятие утильсбора пару лет назад. Большинство российских автозаводов не могут похвастаться высоким уровнем локализации: их китайские партнеры предпочитают отправлять машинокомплекты на сборку, и только Haval разместил в России производство полного цикла.
Паника среди покупателей: статистика и рекорды
По данным Автостат, с момента первых публикаций о возможном повышении в мае, наблюдается стабильный рост покупок автомобилей. Июньские показатели – 124,4 тыс. – превзошли данные прошлого года за тот же месяц в полтора раза. В июле продажи выросли до 136,2 тыс. в месяц. Суммарно за 2024 год продано 855 561 штук, рост составил 72% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Россияне потратили на новые автомобили 2,53 трлн рублей, но большинство покупок – это заемные средства банков. Нынешний июль поставил абсолютный рекорд автокредитования. Объединенное кредитное бюро сообщает о 133 тыс. выданных автокредитов, рост составил 57% год к году.
Финансисты предупреждают: считайте проценты по кредиту! Ажиотаж на новые машины заставляет покупателей подписывать договоры на невыгодных условиях. В некоторых случаях итоговая переплата по кредиту выходит дороже, чем потенциальная цена машины после повышения утильсбора. В МАС Моторс кредитные специалисты помогут подобрать банковский продукт с наиболее подходящими условиями.