Прошлая неделя запомнилась заголовками: «Зикр запретил продажу машин в России». Но если копнуть, то не так уж и запретил. Разбираемся, исчезнут ли популярные «электрички» из продажи?
Хронология событий
Новость о запрете появилась 14 июня, ее автором стала компания Pingxing Chukou Company – она занимается экспортной продажей машин, произведенных для внутреннего рынка. В сообщении говорится, что Zeekr уведомил экспортера о прекращении поставок машин для каналов параллельного импорта после 30 июня. Купленные и поставленные после этого срока машины будут заблокированы.
На первый взгляд, сообщение похоже на маркетинговую уловку – купите, пока еще можно. Но спустя пару дней компания Westmotors, занимающаяся параллельным импортом электрокаров в Беларусь, заявила, что получила такое же письмо от производителя.
Есть ли официальные пресс-релизы?
Юридический отдел Zeekr, который ведет официальную страницу в китайской социальной сети Weibo, не публиковал никакой информации о запрете параллельного импорта. Материнская компания Geely также отмалчивается. Российские автодилеры не получали ни подобных уведомлений, ни отказов по уже заказанным машинам, срок поставки которых приходится на июль-август.
Как может выглядеть запрет?
Пока никто не знает, потому что полученные сообщения не содержат никаких указаний или инструкций. Единственный намек – фраза о том, что машина попадет под блокировку и ее нельзя будет запустить за пределами КНР.
Эксперты предполагают, что блокировка коснется мультимедийной системы. Без интеллектуальной начинки Зикр станет тележкой: колеса крутятся, мотор работает – но ни тебе бортового компьютера, ни подогрева-вентиляции, ни круиз-контроля с камерами.
Можно ли превратить машину в «кирпич»?
Технически да. Примером могут быть нашумевшие истории с гибридами Li Auto. Компания предусмотрела защиту от битых машин на дороге. При срабатывании подушки безопасности во время аварии электронная начинка автоматически блокировалась, и машины переставали реагировать на внешние воздействия.
В теории владелец на этом этапе должен обратиться в официальный сервисный центр, где ему бы предложили поменять авто на новый с доплатой – но в России эта опция недоступна. Тогда остается вариант снять блок программно. Для этого гибрид нужно подключить к диагностической станции, которых в России тоже нет.
Российские владельцы Li Auto решали проблему «кирпича» обходным путем – через дистанционное подключение к ПО производителя. И естественно, без гарантий в случае обрыва соединения или неисправности электронной начинки.
Разбираемся в причинах запрета
Версия 1: маркетинг
Схема та же, что и у финальных распродаж Санлайта. Новость о запрете сильно подогрела интерес к марке – о ней узнали даже далекие от автомира люди. И это все на фоне спада спроса на марку, который последние пару месяцев регистрирует АВТОСТАТ. За китайцами такое уже водилось. Например, в прошлом году действовал запрет на ввоз нелокализованных Voyah Free – но можно было купить экспортный вариант почти на миллион дороже.
В пользу рекламной кампании говорят факты: в обращении указана дата, но нет никаких официальных заявлений или юридических документов, которые бы подтверждали информацию. Если бы обращение к экспортерам готовили юристы, они бы прописали, как будет реализовываться запрет и какие санкции ждут его нарушителя.
Версия 2: защита рынков
Эта версия вышла на первый план после сообщений о запрете «серого» ввоза в Беларусь, где есть официальный дилер Zeekr. Официальные представительства открыты также в Казахстане и Узбекистане, но на российский рынок бренд выходить не планировал.
Впрочем, в нашей стране Geely продвигает другую «дочку» – Lynk & Co. И 12 июня в Швеции состоялась премьера первого электромобиля марки – Lynk & Co Z10. Это соплатформенник Zeekr 001 с запасом хода более 800 км, который по набору опций и динамике разгона сильно напоминает собрата. Возможно, Джили планирует привезти Z10 официально и «расчищает» место под солнцем.
Версия 3: защита репутации
Ввозимые в Россию Zeekr разработаны для внутреннего рынка и не адаптированы под условия эксплуатации в нашем климате. Это значит, что в случае поломок нелокализованных машин из-за использования в условиях, для которых электрокары не предназначены, бренд потерпит репутационные убытки.
Некоторая логика в этой версии есть. Но смущает, что запрет появился спустя год продаж, за который бренд Zeekr стал самым продаваемым среди «электричек». По данным АВТОСТАТ, в 2023 году его выбирал каждый третий покупатель автомобилей на электротяге. Не поздновато ли спохватились?
Версия 4: защита от вторичных санкций
Некоторые эксперты считают, что сделанные заявления – попытка вписаться в политическую конъюнктуру. Geely уже сталкивалась с проблемами из-за сотрудничества с РФ. В прошлом году шведов призывали бойкотировать Volvo, которая с 2010 г. принадлежит китайскому автоконцерну. Сейчас Zeekr активно осваивает европейский рынок, и ему там не рады. Чтобы противодействовать китайской интервенции, страны ЕС повышают таможенные пошлины. На фоне этого вероятность вторичных санкций для бренда весьма высока.
Версия политических мотивов тоже кажется реальной, ведь запрет на практике… невыполним! После изменения российских таможенных правил в начале 2024 г. поставки «серых» электрокаров и так идут в обход юридических лиц. Фактически, сейчас ввоз машины по параллельному импорту – это сделка между физическими лицами из Китая и России при поддержке посредников. И производитель просто не в праве ограничивать владельцу право распоряжаться своим автомобилем.