За текущий месяц АвтоВАЗ уже представил парочку новинок и раскрыл стратегии на следующие годы. Вот только будущее у отечественного автопроизводителя настолько туманное, что порой возникают мысли – а не исчезнет ли вовсе отечественная компания с родного рынка? Почему мы так думаем – сейчас расскажем.
Смена курса – смена стиля
Первой ласточкой в смене стратегии развития стала публикация шпионских фотографий рестайлинговой Lada Vesta в декабре 2020 года.
Тогда многие автолюбители заметили удивительное сходство оптики с новыми Logan, однако не придали этому особого внимания. А зря, ведь уже 17 декабря было объявлено, что пост главного дизайнера Lada Design и вице-премьера занял Жан-Филипп Салар.
Кто же он такой и причем тут обновленная «Веста»? Бывший директор по дизайну в Восточной Европе концерна Groupe Renault проработал в этой должности более пяти лет. Из-под его графического пера сошел не только новый Logan/Sandero/Duster, но и пресловутая российская «Аркана». Фактически, Салар уже работал на российский сегмент несколько лет и прекрасно понимает вектор развития бренда в России.
Судя по всему, решение о его назначении приняли задолго до отставки Стива Маттина, привившего отечественной компании узнаваемый «Икс-стиль», от которого в скором времени придется отказаться.
Унификация как средство выживания
На проведенной конференции представители альянса Renault-Nissan-Mitsubishi подробнее рассказали о своих планах на будущее как отечественного бренда Lada, так и румынской Dacia. Согласно плану Renaulution к 2025 году концерн будет использовать единую платформу для двух компаний, что означает полный крах российских архитектур и производимых моделей.
Сейчас у АвтоВАЗа в производстве используются «тележки» от «Весты», переименованной Niva Legend, B0 и «Гранты». От всего этого французы предлагают отказаться в пользу модульной платформы CMF-B. Именно на ней и производятся третье поколение румынских «Логанов» и «Сандеро».
В двух словах: концерн решил избавиться от нерентабельной «Лады» с устаревшей архитектурой/моторами и унифицировать ее с Dacia. Тем самым, модели отечественного и румынского бренда будут отличаться лишь внешним видом и оснащением. Ибо российская Lada по планам альянса Renault-Nissan-Mitsubishi расценивается как более бюджетный практичный бренд с меньшим количеством доступных опций.
Во всем виноваты деньги
Если вы думаете, что компании в первую очередь думают о покупателях, то спешим вас огорчить. Нет, никого не интересует, нужен ли вам вариатор или турбомотор под капотом, подогрев задних кресел и любая другая опция. Бренды зарабатывают деньги, и унификация производства один из лучших способов выживания на рынке.
Глава альянса Лука де Мео выразил готовность вывести Lada и Dacia «в ряды конкурентоспособных и эффективных автопроизводителей мирового уровня». Конечно, в это верится с трудом, а история с Chevrolet Niva и вовсе намекает, что французам ничего не светит.
Но есть парочка интересных моментов, которые, так или иначе, сулят успех данному плану. Во-первых, это сама архитектура CMF-B, представленная еще в 2013 году. На данной «тележке» собирается уже большая часть моделей бренда, в том числе и один из самых продаваемых хэтчбеков в Европе – Renault Clio. И как тут не вспомнить историю с двумя «Клио», появившихся летом на заводе в Тольятти.
Во-вторых, унификация производства позволит сократить время разработки и конечную стоимость новых автомобилей. Инженерам АвтоВАЗа не придется создавать новую «Ниву», а достаточно будет перелицевать имеющийся «Дастер» или эффектный Dacia Bigster. К слову, в январе 2021 года «Лада» показала тизер новенькой «Нивы», в которой практически отсутствует «маттиновский стиль» с выштамповками и икс-образной лицевой частью.
В-третьих, через три года на российском рынке появятся четыре новых модели АвтоВАЗа. И речь идет о совершенно новых разработках, а не перелицовке и ренейминге старых отечественных автомобилей. Помимо вышеупомянутого кроссовера появится две модели в сегменте B (наверняка новая Granta и Vesta), а также представитель C-SUV-сегмента. Напомним, что топ рынка в данном секторе занимают Toyota RAV4, VW Tiguan и KIA Sportage.
А что будет с ценами?
В альянсе вполне осознают, что существенное повышение ценников на модели отечественного автопрома приведет к их полной неконкурентоспособности, несмотря на французские корни и румынский акцент. И, мы искренне надеемся, что компании получат прибыль за счет унификации и локализации производства, а не путем увеличения конечной стоимости автомобилей и завышенных трат покупателей.
Но ведь весь мир начинает пересаживаться на электрокары, зачем нам платформа CMF? И в этом случае для россиян есть приятная новость. У концерна уже есть доступный Renault Kwid, дебютировавший в Европе под именем Dacia Spring. Компактный автомобиль с запасом хода в 250 км появится в продаже уже осенью 2021 года с ультрабюджетным ценником. И данную модель вполне могут привезти и в Россию, что в конечном итоге подстегнет другие компании к производству доступных электромобилей.
Будем откровенны: на текущий момент ни одна из моделей АвтоВАЗа не является конкурентоспособной за рубежом. Смогут ли иностранцы изменить ситуацию и вывести Ладу в лидеры – покажет лишь время.