Lifan входил в список самых популярных китайских брендов на российском рынке еще во времена, когда автопром КНР был диковинкой. По данным «Автостата», к концу 2021 года бренд продал в России больше 150 тыс. автомобилей. Он уступил первенство лишь Chery, чьи продажи составили свыше 200 тыс. машин. Что стало с Lifan, случайно ли созвучие новой марки Livan с востребованным производителем и при чем тут Geely, разбираемся в сегодняшнем материале.
Генеалогия китайских брендов: от Лифана к Ливану
Компания Lifan была зарегистрирована в 1992 году под названием Chongqing Hongda Auto Fittings Research Centre и начинала с ремонта мотоциклов. К 1997 году она «доросла» до выпуска мототехники и была переименована в Лифан, что с китайского можно перевести как «идти на всех парусах». Следующее десятилетие действительно отмечено стремительным взлетом. Компания купила Чунцинский автомобильный завод и в 2005 году наладила выпуск дешевых копий популярных европейских марок.
В 2010-15 гг. у Lifan начались первые финансовые сложности, которые обострились в коронавирус. В 2020-ом году продажи упали на 95%, в августе компания была вынуждена объявить о банкротстве и реструктуризации. Основным инвестором в этом процессе стал автогигант Джили. Он помог Лифану наладить производство электрокаров. Обновленная Lifan Technology завершила финансовое оздоровление в 2021 году и заключила с Geely Auto соглашение о сотрудничестве. Совместный проект стартовал в январе 2022 г. и получил название Livan Auto.
Что продает Livan в Китае? Maple
Свежесозданный бренд на производственных мощностях Лифан стал выпускать бюджетные электромобили с технологией сменной батареи. Машины получили шильдик Maple. Это название Джили выкупил еще в 2000-х, «заморозил» в 2010-х, возродил в 2020-ом и передал Лифану/Ливану. В продуктовый ряд вошли компактный SUV Maple 30X, минивэн Maple 80V и седан Maple 60S.
А вот четвертым автомобилем внезапно стал бензиновый компактный кроссовер Maple X3 Pro – копия Джили Vision X3 Pro. Его-то и привезли в Россию, уже под брендом Ливан. В китайских СМИ резкую смену стратегии объяснили обособлением Джили как премиального бренда и выводом бюджетных моделей в дочернюю компанию. Но возможно, причина в том, что модели с ДВС пользуются спросом на международном рынке. Бренд открыл представительства в странах Латинской Америки и на Филиппинах, а также поставляет машины в страны СНГ: Азербайджан, Казахстан и Белоруссию.
Чем Ливан будет покорять Россию?
Вернуться на российский рынок было в планах компании с момента ее создания, говорит генеральный директор российского представительства Се Цзяо. Стратегия развития бренда будет опираться на дилерскую сеть Lifan, а также технические и маркетинговые возможности Джили. Но позиционироваться Livan будет как автономная компания.
«Ливэн Мотор Рус» сообщило, что планирует импортировать машины исключительно с бензиновыми двигателями. Исполнительный директор Кун Шуай высказал опасения, что российские зимы могут стать испытанием для китайских электрокаров.
Российский дистрибьютор активно выстраивает дилерскую сеть: в апреле – мае статус официального дилера имели два с небольшим десятка компаний, к концу июня их стало 46, и до конца года представители бренда обещают открыть еще столько же. В планах компании реализовать порядка 8 – 12 тыс. автомобилей в 2023 году, а в следующем – утроить продажи. Уже доступен для заказа субкомпактный SUV Livan X3Pro, и по данным инсайдеров, вскоре модельный ряд пополнится седаном D-класса S6 Pro и среднеразмерным кроссовером X6 Pro. Вероятнее всего, это будут подвергнутые ребрендингу автомобили Джили Emgrand L и Vision X6. Помимо этого, компания изучает возможность налаживания локального производства своих машин в России.
Первая ласточка: компакт-кросс Livan X3Pro
Первое, что бросается в глаза, – предельно компактные размеры X3Pro. Он едва дотянул до 4-х метров в длину: 4005 * 1760 * 1575 мм при колесной базе 2480 мм. Аналоги по габаритным размерам подобрать сложно, ближе всех еще более короткие Niva Legend и Suzuki Jimny. Такой странный выбор размеров объясняется просто: исходный Джили Vision X3 Pro построен на базе хэтчбека Shanghai Englon GC5, он же Джили SC5-RV 2010 г.в. Клиренс для городского автомобиля приличный – 185 мм, но защита двигателя отсутствует полностью.
Из-за миниатюрных размеров кроссовера эргономика салона оставляет желать лучшего. Конструкторы позаботились о задних пассажирах, предусмотрев место над головой и пространство для ног под сидениями. Ради этого пришлось приподнять передние кресла, что ухудшило посадку водителя. Рослые люди за рулем почувствуют себя зажато, а на кочках будут скрести макушкой люк в крыше. Но удалось сохранить объем багажника в 400 л, а в подполе нашлось место для докатки.
В Китае компакт-кросс идет в трех комплектациях, но в Россию пока привозят одну – версию с бензиновым атмосферным двигателем 1,5 л (103 л.с. и 142 Н*м), который работает в паре с вариатором. Привод только передний. Подвеска стандартная: Макферсон спереди и полузависимая балка сзади.
Для бюджетного сегмента у X3Pro неплохой набор систем активной и пассивной безопасности, круиз-контроль, пакет обогревов и приятные мелочи вроде встроенного видеорегистратора, заднего стеклоочистителя и дублирования экрана смартфона на экран мультимедиа. Стоимость комплектации без учета скидок 1 879 900 рублей. Кун Шуай пообещал расширение комплектаций за счет более бюджетной версии с МКПП и топовой, информации по которой пока нет.