Многие автомобилисты называют оцинкованный кузов одним из критериев при выборе модели авто для покупки. Ведь ржавчина не только портит внешний вид машины, но и снижает прочность металла, а значит, и параметры пассивной безопасности. Наличие оцинковки защищает кузовную сталь от коррозии, но с оговорками. Рассказываем, как оцинковывают кузова и у каких автопроизводителей автомобили меньше ржавеют?
Что такое цинкование?
Чтобы защитить кузов от негативных внешних воздействий, его покрывают специальным цинксодержащим составом. Он защищает металлические детали от контакта с влагой и агрессивными средами, а при повреждении покрытия замедляет процесс окисления, вступая в реакцию с кислородом.
Цинкование машин бывает как частичным, так и полным. В первом случае цинком обрабатывают лишь наиболее уязвимые части кузова: узловые соединения, пороги, колесные арки, днище и т.д. Чаще всего встречается вариант, когда защитным составом покрывают «по зеркала», т.е. всю нижнюю часть, за исключением капота и крыши. Во втором кузов будущего автомобиля полностью оцинковывают, включая труднодоступные места и полости.
Какие способы оцинковки бывают?
Нанести цинк на металл можно по-разному. Из-за особенностей технологического процесса разнится толщина защитного слоя, его устойчивость к влаге и кислороду – и срок службы кузова.
Горячая оцинковка кузова
Горячим метод называют из-за того, что кузов целиком погружается в расплавленный цинк. Сваренные кузовные детали навешивают на траверсы, обезжиривают, очищают, протравливают кислотой со смывкой, после чего высушивают и отправляют в печь с цинковой ванной.
В результате «банных процедур» металл покрывается защитным слоем толщиной до 40-200 мкм. Цинк прочно связывается со сталью, проникая во все труднодоступные места кузова. Такое покрытие не только долговечно, но и способно к самовосстановлению. Поверхность царапины со временем зарастает цинковыми соединениями, что препятствует углублению коррозии.
Срок службы кузова, оцинкованного горячим методом, доходит до 20 лет. Но из-за относительной дороговизны техпроцесса горячая оцинковка – преимущественно удел премиальных марок: Volvo, Audi, Jaguar, Porsche и т.д.
Гальваническая оцинковка
Этот способ основан на электролизе – оседании ионов из раствора на катоде под действием тока. Отдельную деталь или сваренный кузов помещают в ванную с химическим цинксодержащим составом и пропускают ток. Цинк притягивается к металлу, образуя гладкое непрерывное покрытие средней толщины 2-40 мкм.
Гальваническое цинкование – самый популярный метод в автомобилестроении, позволяющий получить плотное, равномерное цинковое покрытие при относительно небольших затратах. Например, знаменитые Toyota Camry цинкуются именно электрохимически, погружением целого кузова. Покрытие получается полным двухсторонним и служит 10-15 лет.
В популярных автомобилях китайского производства средней ценовой категории обычно также используют гальванику, но чаще частичную. Например, кроссовер Haval F7X изготавливается из уже гальванизированной стали. В местах сварки цинковое покрытие может разрушаться, поэтому узловые соединения дополнительно обрабатывают цинксодержащим грунтом. Chery Tiggo 7 Pro Max имеет неоцинкованную крышу, а Jetour Dashing – еще и капот. Но по результатам испытаний кузов, произведенный по такой технологии, «отбегает» без ржавчины с десяток лет.
Холодная оцинковка
Этот способ цинкования обычно используется в бюджетном сегменте машин: он прост в технологическом исполнении и гарантирует приемлемый результат. Кузов очищают, обезжиривают, подвергают активации, фосфотированию и закреплению, а после погружают в емкость с катафорезным грунтом с высоким содержанием мелкодисперсного цинкового порошка.
Покрытие получается тонким, заполняющим все поры металла. Оно выполняет барьерные функции против влаги, но не обладает способностью к самовосстановлению, отчего любая царапина может привести к коррозии. По результатам испытаний, кузов будет устойчив к ржавчине в течение гарантийного срока, т.е. 5-7 лет. Его дальнейшее состояние будет зависеть от условий эксплуатации машины и ухода за лакокрасочным покрытием.
Примером такого покрытия могут быть успешные в своих сегментах седан Hyundai Solaris и кроссовер Hyundai Creta. Они изготовлены из холоднокатанного, предварительно оцинкованного стального листа. На сваренном кузове герметизируют сварочные швы.
Цинкрометалл
Технология кардинально отличается от предыдущих трех: покрытие наносят на сталь во время проката, а не на корпус автомобиля после сварки. Металл грунтуют составами, в которые входят цинк и его оксиды. При этом защитный слой не повреждается при дальнейшей обработке: формовке, штамповке, сварке, покраске.
Антикоррозионные свойства у цинкрометалла неплохие, кузов служит до 10 лет и более, но при одном условии – эксплуатации машины в сухом климате. Для России с обилием осадков этот способ цинкования неоптимален, поэтому встретить его можно лишь в нескольких бюджетных брендах, например, у KIA.
Какие машины лучше защищены от коррозии?
При современном уровне развития химической отрасли вопрос о коррозии кузовных деталей теряет актуальность. Качественное лакокрасочное покрытие и безаварийная езда гарантируют отсутствие сквозного ржавления на кузове с любой оцинковкой в течение срока эксплуатации автомобиля.
Даже тонкий слой цинка справляется с барьерной защитой металла от влаги и окисления. Но приобретение машины из более дорогого сегмента позволит уделять меньше внимания целостности ЛКП, в то время как бюджетные авто потребуют аккуратной эксплуатации, тщательного ухода за трещинами и царапинами, а возможно, и дополнительной антикоррозийной обработки.