В августе 2024 г. стартует сборка первых Москвичей с газобаллонной установкой. Московский автозавод на Петербургском международном экономическом форуме подписал соглашение о сотрудничестве с производителем ГБО. Разбираемся, действительно ли битопливная версия окупится, как обещают, за 9 месяцев?
Сто верст не крюк
Московский автозавод объявил, что сертификация машин, способных работать на бензине и газе, подходит к завершению. В августе начнется выпуск первых CNG-автомобилей с заводским газовым оборудованием. На метан переведут и кроссовер Москвич 3, и седан с индексом 6. В планах производителя выпустить более тысячи битопливных версий до конца года.
Техническим партнером МАЗ стал «РариТЭК» – компания, специализирующаяся на производстве газомоторных грузовиков КамАЗ и автобусов НефАЗ. Холдинг займется монтажом газовых баллонов и подкапотного оборудования, а также возьмет на себя этап финальных испытаний.
Но есть нюанс. Производственные мощности «РариТЭК» расположены в Набережных Челнах – более чем в тысяче км от Москвы. Планируется, что отгруженные со столичного конвейера Москвичи будут поставляться на завод в Татарстане для переоборудования на сжатый метан. И такая логистика неизбежно отразится на цене…
Сколько придется доплатить за битопливную версию?
По словам Рамиля Ишмаева, коммерческого директора «РариТЭК инжиниринг», газомоторные Москвичи подорожают на 120-130 тыс. рублей относительно версий с ДВС.
В марте МАЗ объявил о пересмотре ценовой политики, резко снизил цены на модельную линейку и держит их до сих пор. Сейчас РРЦ на кроссовер Москвич 3 начинается от 1,59-1,6 млн. руб. Это самая низкая цена по рынку за переднеприводный кроссовер. Столько будет стоить машина 2023 г.в. в комплектации Стандарт или Стандарт плюс с турбодвигателем 1,5 л мощностью 136 л.с. и шестиступенчатой механической коробкой передач. За топовую комплектацию Комфорт с вариатором придется заплатить 1,766 млн.
Но прошлогодние автомобили вряд ли отправят на переоборудование. А Москвичи 3 2024 г.в. стоят от 1,69 до 1,9 млн руб. Надбавка за ГБО приблизит стоимость начальных версий к 1,8 млн, а топовых – к 2 миллионам.
Москвич 6 выпускается в двух вариантах силовой установки: для начальных комплектаций предусмотрен турбомотор 1,5 л (136 л.с.), на топовые ставится его версия с непосредственным впрыском GDI, которая дает прибавку мощности до 174 л.с. В первом случае трансмиссия – CVT, во втором – «робот» DCT6. Седан 2023 г.в. с набором опций Комфорт обойдется в 2 136 000 руб., а машины этого года у дилеров стоят от 2,2 млн. Прошлогоднюю версию Техно оценивают в 2,626 млн руб., РРЦ на новенькие седаны в топовом исполнении не раскрывают. Стоимость Москвича 6 с CNG в базе будет начинаться с уровня 2,25 млн. и подбираться к 3 миллионам за Техно – при условии, что топовую комплектацию будут оборудовать ГБО.
Есть ли смысл переплачивать?
Рамиль Ишмаев на пресс-конференции заявил, что, по подсчетам «РариТЭК», ГБО окупится примерно за 9 месяцев. Если поделить 125 тыс. доплаты на заявленный период окупаемости, получается, что владелец битопливной версии будет экономить на бензине по 14 тысяч в месяц. Правда, за точку отсчета для таких впечатляющих экономических показателей взят пробег машины 50 тыс. км в год, добавляет Рамиль Ишмаев.
У рядовых автовладельцев цифры годового пробега гораздо ниже. Если опираться на статистику, среднестатистический обыватель за год накатывает 10–30 тыс. км в зависимости от интенсивности эксплуатации машины. Если поделить 50 тыс. км на 12 мес. и умножить на обещанные 9 месяцев окупаемости, выходит, что газомоторный Москвич отобьет свою цену за 37,5 тыс. км. – в лучшем случае, за год с небольшим! А некоторые водители начнут экономить лишь с третьего-четвертого года использования ГБО.
Битва за таксиста
Московский автозавод – второй в этом году, кто заявил о выходе на рынок машин, работающих на сжиженном газе. Первым стал калининградский АВТОТОР с седаном BAIC U5 Plus CNG. Очевидно, они будут конкурировать с Москвичом 6 за место в корпоративных парках и такси. Если заявленные 120-130 тыс. прибавки удастся удержать, то Баик эту гонку проиграет. Его базовая комплектация с механикой начинается с 2,25 млн руб, а битопливная версия с вариатором обойдется минимум в 2 310 535 руб.
Впрочем, им обоим на пятки наступает АВТОВАЗ. У тольяттинского автозавода уже есть опыт установки ГБО на Лады в сотрудничестве с «АТС-Авто». В прошлом году зимой в продажу поступила партия Грант CNG с запасом хода около 1000 км на одной заправке. Их стоимость отличалась от бензиновых версий всего на 45 тыс. руб. В апреле 2024 года в сеть попали снимки обновленной Lada Vesta с шильдиком CNG – прототип проходил обкатку на заводе. По словам вице-президента АО «АВТОВАЗ» Сергея Громака, обновленные Весты на природном газе поступят в продажу летом 2024-го, а в следующем году планируется запуск Lada Largus с новой компоновкой баллонов, не «съедающих» место в багажнике.