На прошлой неделе прошла итоговая конференция ежегодной национальной премии «Автомобиль года в России – 2023». В конкурсе участвовали машины, произведенные в России и ввезенные по параллельному импорту. Победителей определяли в 23 классах, результаты народного голосования были объявлены в четверг, 12 октября. Рассказываем, какие автомобили признаны лучшими.
А судьи кто?
На американских или европейских конкурсах Car of the Year номинантов оценивает профессиональное жюри по набору критериев. Но обычные покупатели машин делают выбор, руководствуясь не только рациональными доводами. Премия «Автомобиль года в России» родилась из желания узнать мнение простых автолюбителей и впервые прошла в 2000 г. Тогда голосование было по почте: заполненную печатную анкету нужно было отправить организаторам.
Сегодня сбор и подсчет голосов проходит онлайн на сайте конкурса. С апреля по октябрь более миллиона человек из 5 тысяч населенных пунктов России поделились своим мнением, какие автомобили им нравятся.
Модели-номинанты распределены по 23 классам, выделенным на основании размера, формы кузова и сегмента рынка. Есть и специальные номинации, чтобы отметить самую яркую новинку, любимую марку или событие года.
Что выбрать для бездорожья?
Спрос на кроссоверы и внедорожники остается стабильно высоким, SUV и CUV распределены по 6 классам. Самые маленькие, на стыке с городскими машинами – универсалы повышенной проходимости. Третье место заняла LADA Vesta SW Cross: отсутствие АКПП и EBS не позволило подняться ей выше. Автолюбители отдали предпочтение импортированным машинам: номинацию выиграла Subaru Outback, второе место у Volvo V90 Cross Country.
В компакт-кроссах битва шла между «китайцами»: Chery Tiggo 4 Pro, OMODA C5 и Haval Jolion – победил дизайн Омоды. А вот в категории легких внедорожников KIA Sportage обошел автопром Поднебесной. Серебро за культовым Chery Tiggo 7 Pro / Pro Max, бронза досталась Jetour Dashing, который выиграл номинацию «Новинка года в массовом сегменте». Ситуация симметрично повторилась и в среднеразмерных SUV: Chery Tiggo 8 Pro / Pro Max «сделал» EXEED RX, «Новинку года» в сегменте премиум. На третье место встал Changan UNI-K.
В «тяжеловесах» борьба была нешуточная. TANK 500, взорвавший автомобильное интернет-пространство этой весной, не уступил пьедестал ни люксовуму EXEED VX, ни легендарному Toyota Land Cruiser 300. А вот в пикапах расстановка довольно предсказуема: возглавляет номинацию брутальный Great Wall Motors POER, за ним идет практичный УАЗ Пикап, а замыкает список малодоступный, но прекрасный Toyota Hilux.
От A до D: легковые автомобили для города
В машинах-малышках потребители консервативны: никаких китайцев, только корейцы и японцы! Лучшим признан KIA Picanto, но Toyota Wigo и Hyundai Casper тоже отмечены народной любовью. В-класс традиционно остался за АВТОВАЗом: более бюджетная Гранта обошла обновленную и подорожавшую Весту. На третьем месте оказался мега-популярный в прошлом Hyundai Solaris, заметно подросший в цене из-за ввоза по параллельному импорту.
Настоящей сенсацией стала расстановка номинантов в С-классе. Иранским маркетологам наверняка выдадут премию, потому что Iran Khodro Tara не просто выбилась в лидеры номинации – она обошла Toyota Corolla, настоящую легенду класса, не раз становившуюся самым продаваемым автомобилем в мире. Третье место досталось KIA Ceed.
В D-классе автолюбители выбрали Kaiyi E5 – доступного «китайца» российской сборки, но Skoda Octavia и Mazda 6 (Atenza) не сдают позиций, несмотря на сложности с доставкой.
Что изменилось на рынке дорогих машин?
Китайские и российские автопроизводители просачиваются в сегмент от бизнеса до люкса. Среди седанов Е-класса отметился Chery Arrizo 8 – он стал третьим после KIA K5 и Toyota Camry. А в номинации представительских машин Hongqi H9 обошел BMW 7 серии и стоит вторым – сразу за Mercedes-Benz S-класса. В представительском люксе Aurus Senat патриотично выиграл у Maybach и Bentley Flying Spur W12. Класс грантуреров возглавил Changan UNI-V.
Экспансии Поднебесной удалось избежать лишь купе, кабриолетам и родстерам. Весь пьедестал – за европейской люксовой классикой: в своих классах золото взяли Porsche 911 Carrera в 2-х вариантах кузова, Bentley Continental GT Speed Convertible и Lamborghini Huracan EVO RWD.
Авто для большой семьи
В номинации компактвэнов LADA Largus ожидаемо стала девятикратным победителем – достойных конкурентов у него просто нет. В этом году бессменный лидер класса оставил за бортом Volkswagen Caddy и Citroen Berlingo Multispace.
У минивэнов итоговая таблица выглядит так: Hyundai Staria, Toyota Alphard и Volkswagen Multivan. Китайские автопроизводители приложили немало сил, чтобы вытеснить их с внутреннего рынка КНР, но в России аналоги семейных вэнов и бизнес-шаттлов из Поднебесной пока не прижились: не смогли пробиться даже в тройку лидеров.
Специальные номинации
Российские автолюбители проголосовали также за любимый бренд и самую запоминающуюся новинку года. В сегменте бюджетных машин лучшим производителем назван Chery. Где-то грустит АВТОВАЗ – LADA стала лишь второй. А вот представительство Haval наверняка довольно третьим местом в народном рейтинге: марка наращивала присутствие в России последние два года. По мнению голосовавших, самым запоминающимся автомобилем года стал Jetour Dashing, ему в спину дышат Chery Arrizo 8 и Changan UNI-V.
В премиуме лучшим брендом признан EXEED, а лучшей новинкой – его кросс-купе RX. Среди марок голосовавшие также отметили российский Aurus и бренд партийной китайской элиты Hongqi, а премьерой года многие посчитали TANK 500 и электроминивэн Voyah Dream.